Wednesday, July 18, 2007

Соперничая с Google

Автор: Emre Sokullu

В одной из предыдущих статей мы объяснили ключевую роль интернета в смещении центра тяжести со стороны поиска в сторону социальных взаимоотношений. Но это вовсе не значит, что поиск теряет свою ценность. В конце концов, e-торговлю и принцип единого входа (single sign-on) еще никто не отменял. Поиск нисколько не потерял в своей значимости и потому крупные игроки на рынке все также из о всех сил пытаются узурпировать нишу лидера в этой области, Google.

В этой статье, мы поближе присмотримся к преимуществам Google Search и попытаемся выяснить возможно ли все-таки победить Google.



Преимущества Google

1. Бесплатный труд SEO

Рабочая сила Google не ограничивается его PhD-шниками и 15,000 талантливейших рабочих в Маунтен Вью, Нью-Йорке или Дублине. Оптимизаторы поисковых систем - SEO - со всего мира также могут по праву считаться Google-вскими рабочими лошадками. Ради продвижения своих сайтов в рейтингах поисковика, они полностью подстраиваются под его правила, регистрируют у него структуру своих сайтов и пингуют его веб сервисы при каждом создании новых страниц. Это разумеется дает Google огромное преимущество над остальными поисковыми системами, так как у других просто ни тот уровень отзывов.

Этой публике Google очень даже по душе, ибо предоставляет им очень даже качественные утилиты и советы.

2. Дополнительная информация

Используя персонализированный поисковой сервис, Google Co-op, пользователи не просто распространяют поисковик, они также дарят Google очень ценные узко-направленные знания. Точно также как и все мы помогаем поисковику Image Search каждый раз как помещаем таги на картинки в Image Labeler и Picasa.

3. Google все знает о вашем сайте

В 2004 году Google сделал очень умное приобретение. Они купили Urchin и превратили его в бесплатное добавление к сайтам для анализа трафика, Google Analytics. Сегодня, многие его используют для отслеживания своего трафика.

Побочный эффект этой утилиты заключается в том, что она предоставляет Google массу важной информации о Вашем сайте. Если бы Urchin стоял на каждом сайте, то Google даже не нужно было бы больше высчитывать свои pageranks, так как у них просто уже была бы вся необходимая информация (высочайшего качества) о каждом сайте!

Естесственно ни все сайты используют этот сервис... Но тем не менее, процент тех, что его используют довольно ощутим.

Недавно купленный FeedBurner кстати нужен для тех же целей.

4. Google многое знает о Вас - персонализация

Gmail, Google Toolbar, Google Docs и другие. Все они выдают сведения о Вас, Ваших интерессах, Ваших вкусах. Благодаря этому, Вам и выдают подходящие именно Вам сведения.

Например: если Вы из тех, что делают запросы на тему разработки приложений и обсуждаете последнюю версию KDE на GTalk и Gmail, безвылазно сидите на Freshmeat и Sourceforge днями напролет *встроенный в Firefox Google Toolbar*, то в таком случае не думаю, что Google примет Ваш запрос про Питон, Томкат или Апачи за простой интерес юного зоолога ;-)

5. Google предлставляет универсальный поиск

Google индексирует ни только паутину, блогосферу, пресс релизы и книги. Они также занимаются реальным миром с Google Earth. Google Map's Street View и вовсе устраивает бесплатные экскурсии по крупнейшим городам мира вроде Нью-Йорка или Сан-Франциско, не отходя от браузера. А Universal Search, теперь позволяет достичь все это простым запросом в поисковике.

6. У Google психологическое преимущество

Тот факт, что Google стал столь популярной темой обсуждения может создать впечатление о его незаменимости. Психологически, людям кажется буд-то им чего-то не хватает, когда при поиске его нет под рукой. Особенно это верно в случаях, когда речь идет о случайных поисках (когда "важнее искать нежели найти"), так как всегда хочется задать свой вопрос и Google, даже зная, что удовлетворительный ответ уже был получен в другом месте.

7. Google повсюду

Ладно, допустим Вы решились сменить поисковик. Все равно остаются проблемы, так как если Вы используйте какой-либо из продуктов Google, слово Google Вас в покое не оставит; зайдя например на CNN.com, Вас встретить Google в панели инструментов... Так зачем еще вводить адрес какого-то другого поисковика?

Если Вы используете Firefox, Safari или Opera, тогда Google вообще Ваш поисковик по умолчанию, домашняя страница и подписчик прямой доставки (RSS feed).

Так можно было бы часами излагать аргументы, но суть как Вы уже поняли сводится к тому, что от Google не убежишь. И дело тут ни столько в алгоритмах, сколько в успехе Omid Kordestani и всей его команды бизнес разработчиков.

8. У Google мнооооого $

На сегодняшний день, рыночная стоимость гиганта оценивается приблизительно в 150 млрд $. У них огромные запасы наличности (хоть и по-меньше, чем у Майкрософт) и размеры прибыли просто огромны. Другими словами, финансово Google чувствует себя прекрасно и способен запросто выкупить любую более или менее инновационную идею... Что собственно и случилось с FeedBurner, Kaltix и Urchin.

Борьба за рынок

Итак, борьба за лидерство в области сетевого поиска далеко не ограничивается алгоритмами. До того, как нацеливаться на Google, не плохо бы преодалить ряд иных препятствий.

Настоящий вопрос тут вот в чем: возможно ли победить Google в борьбе за долю рынка? И пусть , как сказал Don Dodge из Майкрософта, даже 1 процент рынка поиска - уже ощутимый кусок, факт остаётся фактом. Лидирует Google, а подобная гегемония непременно приводит к проблемам монопольного характера со всеми вытекающими осложнениями.

Я не думаю, что Google непобедим (хотя я личность конечно предвзятая по этому вопросу, так как работаю на Hakia). Их можно победить. В области алгоритмов все мощнее становится напор со стороны семантического подхода и вполне возможно, что со временем они потеснят статистические методы вроде pagerank. Но даже за пределами алгоритмов, крупные корпорации не перестают бороться с Google - особенно Microsoft, у которого имеются для этого и деньги, и необходимая инфраструктура.

В борьбе за поиск, вертикальные поисковики в свою очередь могут взять на себя задачу специализированного поиска.

Итог

Сладить с общепринятыми догмами не легко. Commodore, Lotus, AOL - все это примеры бывших лидеров индустрии чьи имена сейчас мало чего значат. Так что, хоть Google сегодня и выглядит очень сильным и практически непобедимым для многих из нас, победить его можно. Но для этого понадобится куда больше всего нежели просто маркетинг и технология.


No comments: